Без царя в голове

Нет, стереотипы об украинцах– это, по большей части, бред. Ну вот, например, я решительно не согласна, что у нас на два украинца - три гетьмана. У нас на каждого украинца – по два украинца в одной голове. И они все время между собой борются. Такая себе борьба культурных византийцев с оторванными башибузуками.

Дабы не удариться совсем в гумилевщину, предположу (всякие умные ученые подтвердят или поспорят), что быть проходным двором между империями и цивилизациями – это не так просто, приходилось приспосабливаться. Или просто мириться с последствиями.

Проблема в том, что как только мы снова и снова оказываемся на распутье, эта дурная наследственность бьет старыми граблями по лбу. Как обычный максималист 27 лет, я все-таки рассматриваю украинское сьогодення через призму «изменись или умри». Пришло время честно признаться себе, готовы ли мы измениться.

Одна из главных проблем, которая вызывает у меня большую тревогу – это то, что в нашем обществе, и иногда даже в одной голове, прекрасно сочетаются злостный патернализм и неуемная тяга к героическому скидыванию ярма. Еще пара Майданов, и я подумаю, что нам реально понравился сам процесс. Такое себе цивилизационно-политическое БДСМ.

Я начала офигевать, как у «рушійной сили Майдану» резко стали появляться какие-то вожди, провидныки, полупровидныки. Вы чего, ребята? Ладно, что вожди и прочие надутые персоны оказались персонажами весьма карикатурными. Но зачем воспроизводить то, против чего вы сами вышли на баррикады?

Критика нового президента в Украине имеет ту же природу. Порошенко приписывают такие полномочия, какие не снились Гитлеру и Саддаму вместе взятым. И патриотов он сажает (лично, наверное), и судей подговаривает, и активистов-блоггеров скупает оптом контейнерами.

При этом ключики той демократии, которую те же гневные персонажи визуализируют в виде Майдана, вече, лежат в таких простых вещах как создание ОСББ, объединенных громад. И сколько же проблем с созданием этих пока что «учебных» очагов самостоятельности!

Мы вроде хотим демократических реформ. Но ждем, что нам их проведет какой-то добрый дядя. Президент, американский президент, европейский куратор и т.д.

Проблема в том, что ни в патернализме, ни в казацкой безбашенности нет системно-строительного, стратегического компонента. Одна модель предполагает жесткое внешнее регулирование жизни общества, при котором навыки стратегического планирования обществу не нужны, за него все сделает некий патрон (а патроны у нас всегда были чужие, не свои, гетьманат Скоропадского не в счет, слишком коротким и слабым он был). 

Вторая – условное, ситуативное объединение, слабую договороспособность, отсутствие стратегического мышления ввиду меняющихся обстоятельств и высокой значимости временных интересов. Борьба ради борьбы. День простоять – ночь продержаться. А в итоге-то что? Камо грядеши, Украина?

Мы хотим жить без царя, но не умеем строить государство без него. Временную сечь – это пожалуйста. А вот демократическую структуру, которая дает много свобод и столько же ответственности гражданину, обладает определенной устойчивостью, но при этом реактивностью и контролируемостью со стороны общества, интересы которого представляет – нет.

И если мы действительно решили, что пришло время жить иначе, придется учиться. И, боюсь, кое-чему мы уже так и не научимся. Но могут научиться наши дети. А скорее всего, внуки. В любом случае, вот сейчас, ЗДЕСЬ, блин, и СЕЙЧАС. Нам с вами, а не этим всяким добрым дядям, нужно определить, куда именно мы хотим попасть. Вот прямо туда и никуда в другое место. 

В какую Украину мы хотим прийти через 20, 30, 40 лет. Добрые дяди могут собрать нам узелок в дорожку и подарить компас. Но они не покажут нам куда идти. Потому что знать, куда идти – это и значит быть Украиной. Если у нас нет видения той страны, в которую мы хотим попасть, своего Эльдорадо, то в зеркале будущего Украины нет вообще.

И после того, как мы увидим Украину, которая состоялась где-то там, в будущем, нам придется, спотыкаясь, чертыхаясь, наступая на грабли и пытаясь обойти их, упорно по миллиметру ползти в нужном направлении. Избавляясь от царей в государстве и заводя таковых в собственной голове. 

Нет, не царей. Демократических президентов, которые умеют слушать и брать на себя ответственность за свои решения. Ответственность гражданина – это то, что отсутствует во всех существующих в наших головах исторических моделях. И то, что нам придется заиметь в будущем. Измениться и стать ответственным гражданином, или...

Для этого понадобятся мудрость и терпение. А проявлять их много лет каждый день, бывает, намного сложнее, чем погибнуть за свои убеждения. Погибать за убеждения мы уже научились. Пора научиться жить за убеждения и идеалы.