Предположительно, начиная с апреля 2014 года, более 5 тысяч человек было убито в течение этого противостояния, а общественное внимание, которое внезапно оказалось приковано к Украине лишь однажды, после того, как был сбит малазийский пассажирский «Боинг» в июле прошлого года, все еще сконцентрировано на других областях.
Последствия боевых действий в Донецке, 1 февраля 2015 года. Фото: Dominique Faget / AFP
И хотя террористическая организация ИГИЛ несет ответственность за огромное количество жертв, она убила намного меньше людей в Европе, чем погибло в украинском конфликте. Можно даже поспорить, что впечатляющее количество способов ведения боевых действий, применяемых ИГИЛ, на самом деле оказали российскому правительству услугу, отвлекая на себя внимание серией зверских терактов. Россия имеет давно устоявшиеся традиции ведения военных операций под прикрытием, и некоторые официальные лица Кремля откровенно наслаждаются процессом бесконечных опровержений, которые на самом деле являются неприкрытой ложью.
В повторение совсем недавней истории, тела российских солдат в который раз возвращаются домой без объяснения причин и указания мест их гибели. Имена более 260 солдат были опубликованы на веб-сайте, который ведется оппозиционными президенту Путину силами, вместе с картой восточной Украины с указанием мест их гибели. Российское правительство отрицает свою причастность, при этом десять российских спецназовцев были арестованы в Украине в августе прошлого года. Мать одного из солдат, чье тело было возвращено с оторванными взрывом ногами, рассказала, что сын звонил сообщить ей, что его подразделение передислоцируется в Донецк.
Когда нечто подобное происходило в период Второй чеченской войны, российский журналист Анна Политковская брала интервью у убитых горем матерей и открыто писала об этом. Ее убили в Москве, в день рождения Путина в 2006 году, за месяц до убийства российского разведчика Александра Литвиненко в Лондоне. На публичных слушаниях, открывшихся в Лондоне на прошлой неделе, его смерть была охарактеризована как «акт ядерного терроризма на улицах крупнейшего города». Бен Эммерсон, адвокат, представляющий вдову господина Литвиненко, сказал, что расследование напрямую привело к Путину, и призвал «разоблачить его как обычного уголовника, переодетого главой государства».
Это ошеломляющее заявление. Некоторые эксперты не спешат с ним согласиться, аргументируя это тем, что Путин искренне верит в то, что от НАТО исходит настоящая угроза; новое неопытное правительство Греции, возглавляемое коалицией радикальных левых, так называемой СИРИЗА, начало закидывать дружеские пробные шары в сторону России. Никто не желает новой холодной войны, но, если трезво оценить происходящее, Европа совершает ошибку вселенского масштаба: в данном случае европейские лидеры столкнулись с классическим поведением психопата.
Путин демонстрирует полнейшее отсутствие способности сопереживать и болезненно обидчив; насмешки панк-группы Pussy Riot над ним стали невыносимыми, и две девушки из группы были осуждены и отбыли наказание в колонии. Но более тревожным сигналом является отсутствие у него чувства страха и удовольствие, которое он получает от риска, – что означает, что ему нравится травить людей, которых он считает своими врагами.
Фото: Кирилл Кудрявцев / AFP
Все вышесказанное возвращает меня к проблеме извлечения уроков из истории. Психопат в качестве лидера вовсе не такая уж редкость: Саддам Хусейн обладал подобными характеристиками, хотя более близкую параллель в данный момент можно провести со Сталиным. Главный вопрос состоит в том, что с этим делать, – и прежде всего было бы неплохо начать с того, чтобы люди, которые в настоящий момент оправдывают Путина, перестали обманывать себя относительно степени его опасности. Я знаю это с момента убийства Политковской, с которой я была поверхностно знакома, и с тех пор я слежу за скапливающимися доказательствами: по крайней мере 29 журналистов были убиты в прямой связи со своей работой за период нахождения Путина у власти; его противники лишались всего своего состояния, были осуждены и отосланы отбывать наказание в самые суровые колонии Сибири; соседние страны живут в постоянном страхе военного вторжения или кибератак, похожих на ту, что произошла в Эстонии в 2007 году.
Член парламента от Консервативной партии Рори Стюарт, председатель Специального комитета по обороне, охарактеризовал случившийся на прошлой неделе инцидент над Ла-Маншем как «симптом намного более серьезного характера, что означает, что наше восприятие России ошибочно». Мне кажется, что точнее будет сказать, что мировые лидеры ошибочно воспринимают Путина, относясь к нему как к деспоту, который, тем не менее, держит себя в рамках общепринятых границ. Помните, когда Джордж Буш дал ему ласковое прозвище Пути-Пут? Чему точно должна научить нас история, так это тому, что нет смысла относиться к психопатам, будто они обычные разумные люди.
Психопаты обожают внимание к своей персоне, поэтому позволять Путину проводить у себя большие спортивные мероприятия, такие как Зимние Олимпийские игры или чемпионат мира по футболу, является ошибкой. Они любят чувствовать себя уважаемыми и востребованными, поэтому надо перестать приглашать его для принятия участия во встречах мировых лидеров. Его поведение ухудшается по мере того, как начинают сказываться результаты экономических санкций, вот почему он посылает военные самолеты разведать воздушную оборону других стран. Он не собирается по собственной воле отдавать власть, что означает, что для него жизненно необходимо держать открытыми тайные каналы передачи секретной информации своему окружению. Европа не была инициатором этой схватки, но у нас не должно остаться ни капли сомнений, что Россия под руководством Путина – это непредсказуемое неконтролируемое государство.