В последнее время наблюдается поток целенаправленных утечек информации о наращивании присутствия российских сил на территории Сирии. Эти сообщения, по всей вероятности, организованы из Москвы, пишет российский военный обозреватель Павел Фельгенгауэр для НВ.
Россия и раньше поддерживала сирийского президента Башара Асада. Более того, в стране находились российские войска. В свое время Москва даже выдвинула так называемый «план Путина» по Ближнему Востоку, суть которого сводилась к созданию широкомасштабной коалиции против Исламского государства, куда бы кроме стран Запада вошли различные арабские государства, а также Турция, Иран, Хезболла, Россия и, самое главное, Асад.
Этот план в прошлом месяце активно продвигал Сергей Лавров, однако пока большого впечатления он не произвел. Запад и страны Персидского залива требуют отставки Асада. Без этого ни на какую коалицию они вроде не соглашаются.
Не дождавшись поддержки своего плана, Москва, вероятнее всего, посылает сигналы, что в противном случае намерена действовать в одиночку. Это создает напряжение. Если Россия будет наносить удары по ИГИЛ, то с этим не будет никаких проблем, однако при отсутствии общей координации в Сирии могут произойти столкновения российских сил с силами антиигиловской коалиции.
Российские официальные лица и президент Путин говорят по этому вопросу достаточно расплывчато, мол, подобные сообщения сильно преувеличены и пока мы ничего не делаем. При этом акцент делается на слово «пока».
Как бы там ни было, идея широкой коалиции против ИГИЛ многими поддерживается на Западе. Те, кто поддерживают данную идею, считают, что с Россией нужно сотрудничать, а не противодействовать. По сирийскому вопросу, в частности, можно более активно и целенаправленно сотрудничать, как это было при ликвидации сирийского химического оружия.
И если уж мы союзники, то нужно отменять санкции, да и признать, что Украина является частью «русского мира». С этой целью нужно либо оказать серьезное давление на Украину, чтобы она подчинилась, либо отступить в сторону, если Россия начнет там действовать самостоятельно.
Иными словами, это идея раздела сфер влияния – такая себе Ялта-2. Тем более, что Ялта теперь находится в контролируемом Россией Крыму. Так что там можно собраться снова.
Чем выгода подобная коалиция для России? Во-первых, это позволит сохранить дружественный Москве режим Асада, а также российскую военную базу и военную разведку, которая имеет региональную базу в Сирии. Во-вторых, даст возможность договориться с Западом. Так сказать, положить карту на стол и расчертить ее на схемы влияния. При этом по ходу дела решить украинский вопрос посредством передачи Украины под контроль России.
То есть, Россия готова сотрудничать с Западом для противодействия ИГИЛ, и при этом ожидает, что с нее будут сняты санкции и будет разрешен украинский вопрос.
Возможно, ожидая дипломатического прорыва на основе борьбы с ИГИЛ, Кремль отказался от летнего наступления в Донбассе. То есть, решили сначала добиться более благоприятных внешнеполитических обстоятельств, а потом уже разбираться с Украиной.
На Западе, тем временем, существуют разные мнения. Конечно же, есть и те, кто с радостью пошел бы на подобное сотрудничество. Вот и Берлускони приехал в Россию, заявляя при этом, что намерен наладить российские отношения с Западом. Конечно же, в самой Италии его считают ворюгой, а в других европейских странах и в США он вообще нерукопожатный.
Но Путин почему-то всегда думает, что богатые люди всё решают, а Берлускони, в отличие от других лидеров Запада, очень богатый. Российский президент с ним разговаривает, как со своим. Остальные – это бедняки, живущие на зарплату, а Путину сложно иметь дело с неолигархами.