Почему Путин, Олланд и Меркель общались без Порошенко

29 августа 2015 произошло знаковое событие, которое может войти в историю и которое осталось почти незамеченным в СМИ: федеральный канцлер Германии Ангела Меркель, президент Франции Франсуа Олланд и президент России Владимир Путин разговаривали по телефону об Украине … без Украины, пишет экс-уполномоченный президента Украины по международным вопросам энергетической безопасности Богдан Соколовский для НВ.

Надо надеяться, что все до мелочей согласовано с официальным Киевом по его инициативе в Берлине 24 августа во время тайных бесед первых лиц Германии, Франции и Украины. Иначе во внешнем мире мы воспринимаемся не лучшим образом: в частности, впервые за всю нашу историю, включая времена УНР и ЗУНР, наше государство даже формально никто не спросил. Не спросили украинцев о наших желаниях, согласии на очередную встречу в нормандском формате, готовность, место следующей встречи и тому подобное.

Грубо говоря, нас проигнорировали, как неполноценное государство.
За рубежом именно так воспринимают ситуацию и уже говорят об историческом факте, который заключается в том, что Украина в конце августа 2015 г. стала объектом международных отношений — нашу судьбу решают без нас другие субъекты с участием все того же Кремля. И, кроме всего, утверждается, что, видимо, не случайно именно в субботу 29.08.15 (когда произошла упомянутая беседа) существенно (даже рекордно) уменьшилась активность антиукраинских сил в Донбассе — имперская традиция подобным образом отмечает очередной успех своей политики.

Досадно констатировать, но все к этому шло. В основном Кремлем применены проверенные методы — ложь, кровопролития, подкуп и запугивание. Например, даже не напрягались для того, чтобы придумать что-то новое. А для чего? Срабатывает старая советская калька 37-38 годов — «врагом народа» становится каждый, кто не согласен с линией партии, или даже если таковой придерживался, но был назначен «агентом иностранных спецслужб». Позже было печальное «Солженицына не читал, но осуждаю». Теперь, правда, применен усовершенствованный подход: в Украине назначают только агентов Путина, а не других государств. Но антиукраинская суть от этого не изменилась.

Среди многих антиукраинских мероприятий сейчас выделяются два: потеря нашим государством субъектности и изменения в Конституцию Украины. И в том, и в другом случаях выигрывает Кремль. И уже привычный атрибут — некий раскол (или общества, или государства, или партии и т.п.). В то же время никто не говорит, как Украине поступить правильно.

По конституционным изменениям следует признать, что и сторонников, и противников в украинском обществе примерно одинаковое количество. И не считаться с теми или иными нельзя. Следует помнить, что неучет их — это особенность империи, в том числе СССР. Даже если один законопослушный гражданин Украины с чем-то не согласен, его нельзя игнорировать. По крайней мере надо его спросить, например, на референдуме. Так делают в демократических странах. И наоборот (так, как в этот раз у нас) — в авторитарных государствах, в частности, Азии и Африки.

Кстати, действующая Конституция Украины не препятствует сделать децентрализацию власти, например так, как это в 2005-м предлагал вице-премьер-министр Роман Безсмертный по поручению тогдашнего президента Украины. Может, изучить, учесть промахи, не выдумывать велосипед и ввести, лишний раз никого не напрягая?