Сколько лет понадобится на возвращение Крыма, и возможно ли это в принципеНа это повлияет несколько факторов: в первую очередь, Путин — его пребывание в политике, далее — внутренний кризис в России, ну и, в-третьих, какие-то относительные успехи в Украине в экономике и государственном строительстве.
Эти факторы могут стать фоном, на котором в дальнейшей судьбе Крыма могут произойти перемены. Но пока есть Путин, Россия будет методично и целенаправленно выстраивать инфраструктуру полуострова. И надо пожелать в этом успехов, особенно в асфальтировании дорог. Ну а дальше — возможны самые невероятные варианты. Допустим, Путин скажет: «Я устал, я ухожу». Хотя, конечно, не скажет. Крым постепенно превращается из личностного политического фактора в институциональный, связанный не просто с личностью Путина, но с милитарно-мобилизационным путем развития России, поворот на который окончательно оформился именно весной прошлого года.
В российском же обществе на данный момент эйфория затухает, но еще не прошла. Я вот на днях купался в одном известном подмосковном озере. Столько народу, сколько было там, я на том озере в июле не видел никогда в жизни — люди сидели практически на головах друг у друга!Если б не «Крымнаш», половина из них сейчас бы загорала в Ялте или Гурзуфе, а не на подмосковных холодных озерах. А крымские пляжи теперь превратились в нудистские — народу там почти нет: это даже по видеокамерам видно. Крым в составе Украины для москвичей был значительно доступнее, чем когда «Крымнаш». Крым — тот фактор, при помощи которого Запад будет не просто давить на Россию, но будет ее системно обнулять и разрушать. Такой России, как сейчас, там боятся.
Кроме того, на Западе о Крыме не забудут. Вполне могут усилиться санкции в отношении тех компаний, которые ведут бизнес на территории Крыма. Идея «Крым в обмен на Донбасс», продвижение которой приписывается покойному Евгению Примакову, — невозможна априори.
Идеи провести настоящий легитимный референдум в Крыму относительно его будущего — тоже из области утопий, в ЕС уже опровергли эти слухи. Россия сейчас находится в точке, с которой начнется не ее возрождение, а глубочайший кризис. В российских политологических кругах в России мне не известен никто, кто бы на полном серьезе верил в будущее России, включая прокремлевских телеагитаторов. Возможно, лишь Сергей Марков верит. Если не обманывает, конечно.
Всё чаще речь идет о возможном будущем страны как конфедерации нескольких частей, каждая из которых попадет в зону влияния разных цивилизаций. Говорят также о том, что с неизбежностью будет установлен международный контроль над российским ядерным потенциалом. Исходом нынешнего российско-украинского противостояния может стать превращение — либо Украины в федерацию, либо России в конфедерацию.