Недоукраинский путь “Газпрома”, или Прощайте, союзники...
Очередное вангование из разряда тех, что сбываются у вас на глазах в последние два месяца с пугающей уже саму “Вангу” регулярностью и точностью. Представляем анализ Ania Dorn на фоне международных политических и экономических новостей, напрямую касающихся России.
Начнём с того, что уже середина июля, а строительство первой ветки «Турецкого потока» так и не было начато, и окончательной (документально оформленной, как подобает) договоренности с Турцией по-прежнему нет, по причине чего «Газпром» расторг контракт с компанией “Saipem”, несмотря на то что итальянский трубопрокладчик прибыл в окрестности Анапы в срок, дабы начать работы в июне, как и было оговорено условиями контракта. Но чуда, как я и предупреждала ещё в начале марта, к 17 июня (предельный срок начала работ) не произошло.
Теперь «Газпром» вынужден выплатить “Saipem” 300 миллионов долларов неустойки за аннулирование контракта, которое ещё и уронило акции “Saipem” на миланской бирже на 5,19%. Компания ждала начала работ с момента остановки «Южного потока» – то есть около полугода, а ожидание – даже без итогового выхлопа – надо оплачивать.
(За 300 млн. долл. бюджетных денег, выброшенных “Газпромом” на ветер, можно было, например, спасти 3000–4000 валютно-кредитных ипотечников, пострадавших из-за кризиса, от потери жилья (и, соответственно, банки, выдавшие кредиты, – от кризиса с невозвратами). Или обеспечить полноценным жильём всех пострадавших от весенне-летних пожаров и потопов в нашей стране – без хитрых оговорок о том, кто и при каких условиях это жилье получит, – и ещё половина бы осталась на кредитных.
И вообще хотелось бы напомнить, что в нашем волшебном тридевятом царстве – тридесятом государстве граждан с доходами ниже прожиточного минимума, то есть официальных нищих, более 15,5 миллиона человек, а помимо них – в разы большее количество малоимущих.)
Но «Газпром» заявляет, что это не конец и даже не агония «Турецкого потока», и в ближайшее время начнется поиск нового подрядчика для укладки всё той же первой нити – на что, соответственно, придётся снова выделять деньги из бюджета при полном отсутствии гарантий того, что они не будут растрачены подобным же образом, да и вообще того, что окончательная договорённость с Турцией будет достигнута.
Помимо этого, абсолютно неясна судьба трубопроводной системы «Южный коридор», строящейся с 2012 года для подачи газа в экспортный газопровод South Stream и съевшей уже 300 миллиардов рублей – и требующей ещё без малого столько же. «Газпром» заморозил инвестиции в проект и приостановил работы с 1 июля по восточной – наиболее протяженной и затратной – ветке газопровода (то есть опять же пустил бюджетные миллиарды псу под хвост), а западную планирует достраивать.
Далее – Туркмения, наш друг и союзник. Она поставляет нам газ со времен Советского Союза. В СССР туркменский газ шел на юг России, в Украину и в Южную Европу. После распада СССР Россия продолжала закупать туркменский газ для игры на внешних рынках. Затем «Газпром» освоил ямальские месторождения, из-за чего потребность в туркменском газе практически сошла на нет.
В связи с этим, не желая терять покупателя, в 2010 году Туркмения согласилась снизить цену до $240 за тысячу кубометров (до цифры, предлагаемой нам сейчас Украиной, кстати), а объем поставок – до 10 млрд кубометров в год. Три года всё так и шло своим чередом, но в этом году «Газпром» выкупил вместо контрактных десяти всего 4 млрд кубометров. Сегодня «Газпром» может добывать 617 млрд кубометров, реально добывает только 443 млрд – и в данный момент уже не знает, куда пристроить значительную часть добытого.
Нет необходимого по объёму рынка сбыта. Поэтому «Газпром» в нарушение долгосрочного договора требует от Туркмении снижения стоимости и сокращения объемов. То есть ведет себя точно так же, как Украина в отношении «Газпрома», только платить за туркменский газ хочет ещё меньше, чем Украина предлагает за наш газ. При этом Украина вызывает публичное недовольство газпромовских спекулянтов и растратчиков бюджетных денег, они-то год назад объявляли ей цену вообще 485 долларов за тысячу кубов!
Причём наши СМИ предлагают вам возмущаться поведением Украины, но о нашем собственном – единодушно молчат. И всё бы ничего (это рабочий коммерческий процесс с его бесконечными спорами о ценах и объёмах поставок), но надо учитывать, что Туркмения начала выстраивать с миром свои собственные отношения по поставкам газа, создавая «Газпрому» конкуренцию не только в Европе (проект газопровода через Каспий), но и в Китае, и предлагает газ по стоимости ниже газпромовской.
А «Газпром» тем временем, в лучших монополистских традициях, продолжает кочевряжиться с ценами – и настаивает на долгосрочных европейских контрактах, которые сам же в отношении Туркмении нарушает, что неизбежно ведёт к ослаблению его переговорных позиций с покупателями.
Политика двойных стандартов крайне плохо влияет на деловую репутацию (и отнюдь не в диалогах бабушек на скамейке у подъезда, а вынуждая закупщиков газа искать альтернативных поставщиков). И в данный момент Туркмения открыто обвиняет «Газпром» в неплатёжеспособности (в фактическом, но необъявленном банкротстве), поскольку с начала этого года он не платит “Туркменгазу” по своим долгам за уже осуществлённые поставки.
Заявление об этом висит на правительственном портале Туркмении, и появилось оно аккурат во время проведения саммитов БРИКС, ШОС и ЕАЭС. То есть несет максимальный для «Газпрома» международный репутационный ущерб. Закончиться же вся история с Туркменией с большой вероятностью может в стокгольмском суде, откуда представители “ГП” уже, похоже, не вылезают. В общем, прощай, дорогой друг и союзник!
И последнее по газу. Напомню вам, что на очереди у “Газпрома” – ситуация, назревающая с Китаем, о которой я уже давно предупреждаю. “Газпром” подписал контракт на поставки газа из пока не разработанных месторождений, которые в полуторагодичный срок разработать не успеют (мой прогноз вероятности – точнее невероятности – 99%), и в итоге в качестве неустойки нам придётся уступить Китаю место на крупнейшем развивающемся газовом рынке Индия – Пакистан.
А после отказа Европы и Украины от большей части нашего газа и перехода Китая на закупки туркменского газа по цене ниже газпромовской, а также частично расконсервировав ещё и собственные месторождения, Китай будет в состоянии покрыть газовый рынок полностью.
Если учесть, что на Шанхайской бирже китайские акции потеряли около 30%, и к восстановлению их позиций в ближайшее время предпосылки отсутствуют, то политика экономической экспансии Китая станет значительно агрессивнее и жёстче и приведёт к нашему краху на газовом рынке.
Чем, собственно, и реально грозит закончиться газовая война, начавшаяся после аннексии Крыма (которая, фактически, и стала ее причиной), в течение ближайших 3–5 лет. После чего Украина, если она займётся разработками собственного газа, обеспечит выполнение газовых контрактов с американскими и английскими компаниями на ближайшие 50 лет.
Не думаю, что по окончании военных действий на Донбассе возникнут какие-либо проблемы с возобновлением прерванных из-за войны контрактов. Цивилизованный мир, в целом, любит пострадавших, а российская политика и дипломатия достали практически всех.
Все наши немногочисленные друзья, сколько ни пускай пыль в глаза ничего не значащим в мире и далёкой от экономики ШОС и близким к ней БРИКС (на который по причине присутствия в оном Китая с грядущим там экономическим кризисом не стоит в нынешней ситуации делать ставки), нам друзья настолько, насколько им это выгодно здесь и сейчас.
В данный период и Куба, и Брализия, и Китай, и все другие страны поголовно восстанавливают или укрепляют отношения с США (и дипломатические, и экономические, и военные), а мы окажемся отрезанными от газового рынка – даже со своими 30 процентами мировой газодобычи (читайте – с 30–35% нашего государственного бюджета).
Вот такие “радужные” перспективы отчётливо вырисовываются у нас на ближайшие .... лет – только по газу… А ещё трибунал по “Боингу” (едва ли мы отобьёмся от обвинений), иски украинских государственных и частных банков и компаний за потери в связи с аннексией Крыма (только по предварительному заявлению одного “Ощадбанка” – 620 миллионов евро, а пострадавших предприятий там не 2, не 5 и даже не 25), иски ЮКОСа (проиграны), иск по Грузии (проигран), иски по Беслану (слушанья через год, шансы на выигрыш ничтожны), потенциальные государственные многомиллиардные иски Украины (а они уже есть, и совершенно точно будут еще , причём большего объёма) за Крым и Донбасс (шансы на наш выигрыш минимальны), плюс санкции, которые, как подсказывает мне что-то, крайне редко ошибающееся, будут усилены, плюс раздача десятков тысяч квадратным километров сельскохозяйственных земель Китаю (а теперь предлагается ещё и Монголии), плюс новый дотационный регион Крым, где руководство, открыто заявляющее о круговой поруке, разворовывает сотни миллионов бюджетных денег, а требуются дополнительные миллиарды (и так будет как минимум в ближайшие 5 лет), плюс миллионы украинских беженцев на шеях региональных бюджетов, деньги на содержание которых уже открыто вычитают из зарплат бюджетников…
При том что на власть – и на центральную, и на региональную – управы снизу нет никакой, а законы по защите власть имущих множатся со скоростью, значительно превышающей способность народа осознавать происходящее и его последствия. Сколько в таком режиме (а санкции пока детские – при взрослых встанут не только рынки недвижимости и торговли промышленными товарами, но и основная часть банковской системы и производств, в том числе продуктов питания первой необходимости) продержится моя слепоглухонемая страна без (точнее, увы, до) большой крови?
Вас, дорогие сограждане, всё ещё занимают митинги “Правого сектора” в Украине или так ожидаемый нами дефолт украинской экономики? Однако почему-то наши ожидания не помешали Украине обеспечить себе контракты на поставку летального оружия из сразу нескольких стран, о чём её представитель открыто заявил в США несколько дней назад…
И, как обычно, в завершение я прошу вас относиться к изложенному мной не с позиции глухой защиты своих взглядов, основанных зачастую на национальных амбициях, которые подменяют многим любовь к родине с открытыми глазами, недостатке информации и отсутствии интеллектуальных инструментов для её анализа. Воспринимайте всё это с минимумом эмоций и максимумом разумности. Телевидение и три-четыре основные газеты не есть истина в последней инстанции.
Истина – это то, как вам живётся, а большинство на практике даже не знает, что такое жить хорошо, и почему-то настолько себя не любит, что продолжает обречённо существовать в мыслительной категории “как-нибудь (проживём, вырастим, перебьёмся и т.п.)” . Мы с вами, господа, физически находимся по одну сторону баррикад. Ни вам, ни себе я не враг и, как автор очередной статьи о нашем с вами очень вероятном будущем, желала бы для нас всех лучших перспектив, нежели вырисовывающиеся, – независимо от массовых представлений о патриотизме и степени объективности осознания себя в мировом пространстве.
Базовые сcылки по теме:
1) – Падение рынка акций в Китае