Два года "Крымлю": как изменилась жизнь на полуострове?
"В Крыму до сих пор веерные отключения, люди живут на генераторах".
Уже второй год Крым проводит в статусе территории, незаконно аннексированной РФ. Напомним: в конце февраля 2014-го вооруженные "зеленые человечки" захватили здание Верховного Совета и Совета министров Крыма, а 16 марта прошел "референдум", на котором жители как бы проголосовали за независимость АРК и вхождение ее в состав РФ. Как за эти два года изменилась жизнь на Тавриде, узнала "Сегодня".
СОЦИАЛКА. Как рассказал переселенец из Крыма Анвар, крымчане жалуются, что за это время практически из всех аптек полуострова исчезли украинские лекарства. "Когда кто-то из знакомых узнает, что я собираюсь ехать в Крым из Украины, делают заказы на лекарства, — говорит Анвар. — И дело тут не только в цене, а в качестве самих препаратов: люди жалуются, что лекарства производства РФ дороже, но не помогают". Медобслуживание, по словам жительницы Красноперекопска Татьяны В., самопровозглашенные власти полуострова сделали бесплатным.
Правда, не для всех: "Тем, кто поменял гражданство на российское, выдали страховой полис, по которому даже стоматолог бесплатный. По этому полису человек имеет право обращаться в поликлинику", — говорит Татьяна. Но сразу после аннексии Крыма на полуострове, согласно российским законам, отменили программы заместительной терапии для наркозависимых. По данным ООН, такие меры привели к смерти более 100 наркозависимых крымчан.
Школьникам урезали питание. "Раньше кормили всех льготников, а теперь — только учеников начальной школы. Кроме того, убрали буфеты — даже шоколадку или сок купить на перемене уже нельзя", — рассказала жительница Крыма Сувсана.
ТРАНСПОРТ. Анвар добавляет: после отмены железнодорожного сообщения с Украиной пересекать административную границу с Крымом стало сложно и дорого. "Например, билет на автобус, который перевозит людей от контрольного пункта, стоит 500 гривен. И если ехать семьей, то выходит солидная сумма, — считает Анвар. — Железнодорожные вокзалы стоят пустые. Я был на вокзале в разгар курортного сезона: там никого не было".
Добраться в другие страны из Крыма также проблематично. "Улететь за границу можно только через Москву, и оттуда брать самолет в следующую точку. Конечно, это дополнительное время и расходы, так что сейчас почти не выезжаем", — сетует Татьяна В.
БЛЭКАУТ. После энергетической блокады ситуация с электроснабжением Крыма до сих пор остается сложной. "Так называемый энергомост (протянутый на АРК с РФ) может, и работает, но ежедневно на 2—3 часа свет в домах продолжают отключать: с 11:00 до 13:00 или с 17:00 до 20:00. График отключений во всех городах разный. Многие крымчане купили бензиновые генераторы, и выживают только с их помощью", — поясняет Анвар. Само же дизтопливо в АРК стоит около 34—36 руб./л (12—13 грн), что дешевле, чем в Украине (15 грн/л).
БИЗНЕС. Вести в Крыму собственное дело — тот еще квест, жалуются жители. "Работать по украинскому законодательству здесь нельзя, — рассказывает сотрудник одной из строительных фирм Симферополя Сергей. — Бизнес необходимо обязательно перерегистрировать. Но многие столкнулись с невозможностью оформить документы на землю, и закрыли бизнес".
Получить разрешение на работу у оккупационных властей Крыма тоже непросто: "Ничего не согласовывают, документы не выдают... Помощи — ноль, только препятствия. Вообще политика такая: "Ты найди, через кого нам занести, или получи отказ". Достали так, что пришлось закрыть многолетний бизнес!", — жалуется в соцсетях предприниматель из Севастополя Александр. Вместо помощи добавились допсборы: "В Украине частник мог не платить в Пенсионный фонд, если не осуществлял деятельность, а в РФ этот платеж обязателен. Плюс — сбор на покрытие медстраховки. Штрафуют теперь за любую мелочь, и пеня может достигать 100 тысяч рублей! А за непредоставление документов (даже если вы вдруг просрочили или забыли донести любую справку), без вашего ведома могут заблокировать ваш расчетный счет", — перечисляет Сувсана.
Зато, по словам местных жителей, на улицах Крыма появилось много таксистов-"бомбил" на элитных иномарках. "Бизнесмены с Донбасса, убегая от войны на своих авто, приехали в Крым, прельстившись "дружественной" бизнес-средой. Но не прошло и года, как эти "Мерсы" и "Лексусы" стали таксовать, причем за копейки: по маршруту, который в былые времена стоил 70—80 грн, "элита" теперь катает по 30 грн", — рассказал нам местный житель.
ПРОДУКТЫ. По словам бизнесмена Юрия С., который занимался поставками продуктов на полуостров, самостоятельно обеспечить себя продовольствием Крым не способен. "Там хорошо растет только инжир, виноград и персики. Все остальное тоннами поставлялось из Херсона, даже лук! Без украинских поставок цены на овощи возросли в 3—4 раза даже на простой борщовый набор, — говорит Юрий. — Что касается молочки, то качество продуктов из РФ не идет ни в какое сравнение: после того как в кондитерской, с которой я работал, украинское молоко заменили на кубанское, только и слышно: то тесто не взбивается, то пироги не поднимаются".